Когда ребенку нужен логопед?

С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Способность овладения языком для человека является врожденной.

Речь сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутренняя речь и внешняя речь.

Внутренняя речь (понимание речи) формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать новые слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение 1-го года жизни.

Внешняя речь (или собственно речь) развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизвести звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Так он постепенно учится говорить.

Произносительная сторона речи – произношение – это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов, слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов: речевого дыхания, голоса, артикуляции.

Смысловая сторона речи включает в себя следующие компоненты:

  • Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы.
  • Грамматический строй речи. Это умение правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов.
  • Фразовая речь. Ребенок должен уметь строить полноценное развернутое предложение.
  • Структура слова. При произношении слов ребенок должен соблюдать правильную последовательность звуков и слогов.

 

Дети овладевают правильной речью постепенно, для каждого возраста существует своя норма.

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

В 3—4 месяца появляется гуление (нерасчлененные звуковые комплексы).  Гуление – явление биологическое. Гулят все дети, в том числе и с патологией развития речи. В 5—6 месяцев гуление перерастает в лепет. Звуки лепета по сравнению с гулением носят более расчлененный и отчетливый характер. Если  лепет у ребенка угас необходимо срочно обратиться за помощью к специалистам!!!

звук

К концу 1 года у ребенка появляются первые простые слова, а также усеченные формы более сложных слов.

К 2 годам ребенок употребляет предложения из двух-трех слов, начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами.  Имеет словарный запас от 200 – 300 слов. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

К 3 годам ребенок постепенно переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, с, у) и союзы (потому что, тогда, когда, и, то, а), согласует глаголы по родам и временам, числам и лицам. Словарный запас составляет 800-1000 слов.

К 4 годам в речи ребенка встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используются все части речи. Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков. Запас слов до 2000 слов.

 К 5 – 6 годам ребенок составляет рассказы из 40-50 предложений с развитием сюжета. Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автоматизации. Дифференциация шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (с, з, ц), а также р, л у некоторых детей не закончена. Словарный запас до 3000 слов.

Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно с профилактической целью.

Литература:

  1. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
  2. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить / Марина Полякова.- М.: Geleos Pulishing House; Капитал Трейд Компании, 2010 – 172с.
  3. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.