ПЛАНТОГРАММА

Виды и способы лечения

7

На начальной стадии плоскостопия от боли в ногах можно избавиться в течение 1 – 2 месяцев, пользуясь ежедневными теплыми ножными ванночками с морской солью, ручным массажем и лечебной гимнастикой.

Очень эффективное воздействие окажет массаж, лучше всего, если его проведет дипломированный специалист. Пользу принесет и самомассаж – благо для него существует множество приспособлений (специальные коврики, мячи, массажные валики). Упражнения с ними выполняются произвольно (нужно ходить по массажному коврику, катать стопами массажный валик и т. д.). В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.

В лечении плоскостопия нередко применяется физиотерапия благодаря воздействию которой улучшаются обменные процессы и кровообращение в тканях, а также опосредованно укрепляются своды стоп.

Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10 – 15 процедур. Желательно проводить 2 – 3 курса в год.

Водные процедуры

Что касается ежедневных ванночек – требования к ним простые: температура воды +40 – 50 С, длительность процедуры 15 – 20 минут, а пропорции лечебных солей для ванночек указаны на упаковке и бывают различными – в зависимости от концентрации сухого вещества.

Возьмите два тазика: с горячей (как только терпит нога) и с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей ванночке, затем поместите их в холодную. И так попеременно 2 – 3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное ощущение. В воду можно добавить немного морской соли, или питьевой соды, или настои трав – ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, мяты перечной. Когда стопа распарится, помассируйте ее, словно бы «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу «в кулачок». После такой процедуры и дети и взрослые хорошо спят – сказывается успокаивающее влияние ванн через рефлексогенные зоны подошвы. Эта процедура не только снимает усталость, стресс, она важна и для гигиены ног.

Вот несколько рецептов для подобных ванночек.

Ванночка из отвара дубовой коры 100 граммов дубовой коры смешать с 0,5 литра воды, кипятить в течение получаса. Потом отвар процедить и добавить в ванну.

Ванночка из листьев и цветов шалфея 100 граммов шалфея настоять около часа в 2 литрах кипятка и приготовить ванну с этим отваром.

Настойка из цветов бессмертника Бессмертник растет на сухих лесных опушках, около проселочных дорог. Собирают его соцветия с июля по октябрь, до полного отцветания, обрезают вместе с двухсантиметровой ножкой. Потом бессмертник высушивают, пока цветки после сжатия в руках перестанут слипаться. Настаивают на спирте в течение нескольким дней. Применяют наружно при суставных болях, радикулите, при плоскостопии.

Настой из мяты перечной 100 граммов сухой мяты залить крутым кипятком, чтобы он покрыл ее полностью. Настаивать 30 минут. Потом 15 – 20 минут подержать ноги в теплой ванне, приготовленной с этим настоем.

Настой из мяты и липового цвета

Из 100 граммов смеси мяты и липового цвета, взятых в равных пропорциях, приготовить настой, как сказано в предыдущем рецепте. Такая ванна хорошо снимает усталость ног.

Применение ножных ванн противопоказано в тех случаях, когда недопустимо размягчение кожи стоп. К таким случаям относятся экземы, язвы, аллергические реакции. При полинейропатии не рекомендуется применять ножные ванны, так как при этом заболевании снижаются температурная чувствительность и болевой порог.

Лабильная гальванизация (мягкая электростимуляция)

Эта методика может применятся при плоско-вальгусной установке стоп и при сколиозах 1-2 степени у детей до 5 лет.

Абсолютное большинство современных физиотерапевтических аппаратов, имеют только два электрода, и поэтому врачам приходится выбирать, что стимулировать: спинку, нижние конечности или стопы. Это малоэффективно. Лабильная методика позволяет простимулировать все сразу. Процедуру проводит медсестра по физиотерапии. При проведении сеанса электрод скользит по поверхности тела пациента,  таким образом можно простимулировать сразу все необходимые участки тела. Для проведения процедуры нужен специальный аппарат, специальные электроды и специальный гель. Процедура практически не вызывает неприятных ощущений и приносит хороший эффект.

Лабильная гальванизация имеет противопоказания к процедуре: такие же, как для любого вида электролечения.

Длительность процедуры составляет до 12 минут. Курс 10-15 сеансов. Повторять курс лечения можно 2-3 раза в год. Применение данной методики не исключает все остальные рекомендации врача.

Процедуру можно провести в Нашем Центре.  Внимание!  Процедуру может назначить только врач знакомый с методикой.

 

Ортопедические изделия для коррекции стопы

Для коррекции стопы используется или готовая ортопедическая обувь, или ортопедические стельки-супинаторы. Основной принцип – приподнимание специальными накладками внутреннего края стопы в среднем и заднем отделах и наружного края – в переднем отделе стопы. При этом продольный и поперечный своды стопы обретают дополнительную поддержку, которая позволяет легче переносить длительную физическую нагрузку.

Ортопедические стельки

Ортопедические стельки (или стельки-супинаторы, как их еще называют) – это технологическое достижение, позволяющее эффективно корректировать изменения в строении нижних конечностей.

Ортопедические стельки используют уже при первой степени плоскостопия. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют деформации при начальных признаках плоскостопия. Вставлять их нужно и в уличную, и в домашнюю обувь, чтобы облегчить жизнь как взрослому, так и малышу, когда приходится долго бывать на ногах.

Приобретать стельки лучше всего в протезно-ортопедических предприятиях, ортопедических центрах или заказывать индивидуально. Только в этом случае изделия гарантированно соответствуют стандартам.

Самые качественные стельки изготавливаются на заказ после обследования, снятия размеров стопы и установления уровня уплощения свода.

  • вкладыши под переднюю часть стопы используются при уплощении продольного свода;
  • задники позволяют снизить нагрузку на пятки и боли в них;
  • межпальцевые вкладыши позволяют раздвинуть большой и второй палец на ноге, тем самым препятствуя прогрессирующему отклонению большого пальца наружу;
  • наилучший вариант – это стелька с супинатором под пяткой и пронатором под передним отделом; такая стелька как бы скручивает стопу, при этом мышцы подвергаются меньшим растягивающим усилиям и потому находятся в комфортных условиях для работы.

Обычно детям назначается ношение обуви со специальными стельками до нескольких часов в день на определенный период лечения. Помните, что при постоянном, без необходимости, применении стелек-вкладышей своды стопы становятся «избалованными» и перестают самостоятельно и достойно выполнять свои функциональные обязанности.

Еще одна проблема – разная длина ног. При этом наблюдается измененное движение тазовых костей. Такой же неправильный характер носит вращение позвонков. В мышцах нижней конечности (ягодичных, икроножной) формируются точки, которые в дальнейшем могут быть дополнительным источником боли  и которые требуют лечения, в том числе и с помощью мануальной терапии.

Лечебная гимнастика при плоскостопии

Для того чтобы связки и мышцы удерживали своды стоп, необходимо их укреплять. Это достигается упражнениями лечебной физкультуры и массажем. Лечебной гимнастикой с детьми надо заниматься ежедневно по 10 – 15 минут – регулярно в течение длительного времени. Чтобы вылечить плоскостопие, необходимы занятия в течение 1 – 1,5 года. За месяц плоскостопие не исправить.

Начинать занятия лучше с 4 лет, но еще и в 10 – 12 лет не будет поздно. Детям старше этого возраста и подросткам, когда у них заканчивается формирование скелета стоп, лечебная физкультура уже не поможет.

Существуют разные комплексы лечебной гимнастики, лечебных упражнений для борьбы с плоскостопием. Вовсе не обязательно пользоваться всеми комплексами. Следует выбрать 1 – 2 наиболее удобных, наиболее комфортных для Вас или вашего ребенка, соответствующих вашему ритму и образу жизни.

Минимальный курс упражнений для стопы при продольно поперечном плоскостопии

Подготовительный этап

  • руками потянуть каждый палец стопы;
  • с усилием руками согнуть и разогнуть каждый сустав пальцев на стопе.
  1. С напряжением сгибать и разгибать пальцы стоп до усталости.

1а. Вариант упражнения № 1, при начальной деформации больших пальцев. Напряженно сгибать и разгибать все пальцы, натянув между большими пальцами резиновое кольцо.

  1. Статическое упражнение. Максимально согнуть пальцы и удерживать их в таком положении до усталости (20 – 40 с).
  2. Работая мышцами стопы, сократить продольный свод (пальцы не сгибать!). Стопа должна сократиться на 3 – 4 см. Отпустить мышцы, возвращая стопу в исходное положение.
  3. Сокращая мышцы стопы и не сгибая пальцы (!), сократить продольный свод и удерживать в таком напряженном положении некоторое время до усталости (20 – 30 с).

Зажав карандаш между первым и вторым пальцами стопы, производить круговые движения справа налево и обратно. Для детей целью являются нарисованные круги на бумаге.

  1. Во время ходьбы и прыжков стараться отталкиваться от пола не головками плюсневых костей (их еще называют плюснефаланговыми суставами), а пальцами стоп.

Не нужно перегружать себя. Достаточно вначале проделывать комплекс упражнений в течение 1 минуты, затем продолжительность занятий можно увеличить до 5 – 10 минут.

Тренировки должны повторяться 3 – 4 раза в день. Только тогда будет эффект.

После выполнения упражнений или любой другой нагрузки хорошо сделать теплую ванночку для ног (см выше)

 

Базовый комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии

 

8

9

Примеры движений

10

 

  • Ходьба босиком по песку или коврику из поролона (можно с большим ворсом) с опорой на наружный край стоп и с согнутыми пальцами.
  • Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
  • Ходьба по бревну боком (босиком).

 

Другие упражнения стоя:

  • При исходном положении ноги врозь, носки «смотрят» внутрь: попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
  • Затем несколько минут походите на носках.
  • Потом такое же время походите на пятках.
  • Немного походите с поджатыми пальцами ног.
  • Потом походите с поднятыми пальцами.
  • Несколько раз в день по 10 – 15 минут ходите на наружных краях стопы, как «мишка косолапый».
  • Стоя на носках, переминайтесь с ноги на ногу.
  • Исходное положение – стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3 – 5 раз). При наличии возможности шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также можно балансировать на мяче.  (Внимание! В данном случае взрослые должны обязательно страховать ребенка!)

Исходное положение – стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3 – 5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы при этом следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

 11

Йога

 

  1. Развороты стоп выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. Стопы следует разворачивать перпендикулярно друг другу: сначала пятка к пятке, потом носок к носку.
  2. Сидя на стуле, поставьте стопы на ширину плеч и поворачивайте параллельно одна другой вправо и влево; то же самое надо выполнять стоя, держась за спинку стула.
  3. Сидя на стуле, а затем на полу, поднимитесь на ноги, опираясь на наружные края стоп. При подъеме с пола можно помогать себе руками.
  4. Стоя на носках, переминайтесь с ноги на ногу.
  5. Сидя на стуле, как можно выше поднимайте по очереди то одну, то другую выпрямленную ногу.
  6. То же самое делайте обеими ногами вместе.
  7. Все упражнения следует выполнять не менее 10 раз.
  8. Присядьте и, волоча ноги по полу, сделайте 30 – 50 шагов.

 

12

Для малышей.

Для выполнения с ребенком ежедневных профилактических упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы и голени, много времени не потребуется. Нужно лишь осознание необходимости со стороны родителей и согласие «поиграть» со стороны ребенка.

Оборудование потребуется следующее: массажные мячи – жесткий маленький и мягкий размером побольше, а также массажный коврик и/или массажный валик. И гимнастический мяч диаметром 26 см.

Каждое упражнение повторяем по 8 – 10 раз, не спеша. Чтобы ребенок хорошо понял задание, сначала сами покажите ему технику и темп выполнения упражнений. Это привлечет его внимание и будет похоже на игру. Проследите, чтобы малыш не испытывал никаких неудобств (сквозняк или душное помещение, слишком теплая одежда, работающий рядом телевизор или неустойчивый стульчик и т. п.).

Разминка

«Веселые лапки». Исходное положение (далее И. п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх-вниз.

«Построим мостик». (Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мыш ки».) И. п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и. п.

«Гусеница». И. п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.

«Лягушка». И. п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.

«Братья близнецы». И. п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.

Упражнения с жестким массажным мячом

№ 1. И. п. сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью – от пятки до носка, попеременно правой-левой стопами, очень мягко касаясь поверхности мяча. Частой ошибкой при выполнении данного упражнения является сильное надавливание на опору – надо запомнить, что это не полезно. Упражнение можно выполнять на массажном коврике или с массажным валиком.

№ 1а. Одной стопой плавно, без нажима перекатываем мяч через стопу другой ноги (по подъему) туда-обратно.

№ 2. И. п. сидя на стуле. Внутренней поверхностью стоп, ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.

№ 3. И. п. сидя на полу. Обхватываем мяч с обеих сторон стопами, удерживаем 5 – 10 секунд, чередуем с расслаблением. Маленькие дети поначалу могут помогать себе ладошками.

№ За. И. п. сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.

Упражнения с мягким массажным мячом

№ 4. И. п. сидя. Прокат мяча выполняется одновременно двумя ногами подошвенной поверхностью стопы – от пятки до пальчиков.

№ 5. И. п. то же. Стопы на мяче. Выполняем круговые вращения вправо-влево с легким надавливанием на мяч.

№ 6. И. п. то же. Пальчики на полу, своды стопы и пятки – на мяче. Пятками надавливаем на мяч. Можно поочередно каждой ногой или одновременно двумя.

№ 6а. Пятки на полу. Надавливаем на мяч подушечками пальцев.

№ 6б. Надавливаем на мяч подушечкой и основанием только большого пальца (одновременно правым и левым, и поочередно).

 

Упражнения с гимнастическим мячом (диаметр 26 см)

№ 7. И. п. лежа на спине, руки за головой. Ноги лежат голенями на мяче. Выполняем движения только стопами: тянем носочек на себя, поочередно каждой ногой.

№ 8. И. п. лежа на спине. Стопы с опорой на мяч, ноги согнуты в коленях под углом 100 – 120 градусов. В медленном темпе выполняем подъем-опускание таза. Балансируя, стопы удерживаем на мяче.

№ 9. «Часики». И. п. то же. Мяч между голеней. Одновременное движение ногами вправо-влево. Стопы держим вертикально. Темп выполнения – средний.

А теперь поиграем»

«Медуза». И. п. лежа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и. п.

«Художник» (а). И. п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги – большой, средний, поменьше и самый маленький.

«Художник» (б). И. п. сидя (на маленьком стульчике или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочередно правой и левой ногой.

«Умелые пальчики». И. п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).

«Футбол» (тут потребуется участие мамы или папы). Ребенок сидит на полу, ноги широко расставлены – это «ворота». Задача – не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно (!) подкатывает легкий гимнастический мяч к «воротам». Ребенок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребенка работать поочередно правой и левой стопой.

 

Рекомендации женщинам, постоянно или часто носящим обувь с высоким каблуком.

  • Максимально ограничить время ношения такой обуви.
  • Выполнять упражнения для ног и стоп, приведенные выше, хождение босиком по траве, по мелкой гальке, по песку, теплые ванны.
  • В остальное время носить обувь, подобранную по ноге, или супинаторы.
  • Поддерживать хорошую физическую форму (шейпинг, плавание).
  • При появлении болей в стопах обратиться к ортопеду.
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>